Загрузка...

Новости магазина "Синий Феникс"

Добавлено: 19/06/2020 Четыре сокровища: тушечница

Тушечницы всех видов обычно имеют две рабочие поверхности: плоскость для растирания, достаточную для круговых движений тушевой палочки, и углубление, куда стекает уже готовая тушь. Поверхность тушечницы должна быть гладкой, чтобы не испортить волос кисти, и в то же время она обязана растирать тушь, т.е. не быть абсолютно скользкой. Поверхность тушечницы не впитывает влагу, но вместе с тем удерживает тушь на поверхности и препятствует её испарению. Проверяя качество тушечницы, опытные каллиграфы слегка дуют на её поверхность. Чем дольше на ней остаётся испарение, тем лучше тушечница.

Наиболее популярные у каллиграфов и художников тушечницы изготавливаются из камня и керамики, хотя подарочные образцы делаются и из других материалов.

На фотографии слева направо: традиционная палитра-хризантема, ученическая тушь, кисть "Камышовый кот", учебник для начинающих "Четыре сокровища", сухая тушь, ученическая тушечница, ученическая тушечница.

В процессе растирания тушевой палочки на тушечнице происходит настройка на творческий акт, этот процесс чем-то сродни медитации. Вначале мастера возжигали благовония, затем на тушечницу из капельницы наливали воду - ни слишком тёплую, ни слишком холодную. Воды не должно быть много, иначе тушевая палочка размокнет, но и не мало, потому что тогда придётся часто прерываться, чтобы натереть очередную порцию туши. Тушевую палочку держат вертикально и натирают тушь круговыми движениями. Если движения будут поспешными, можно расплескать тушь. При излишней медлительности процесс натирания чрезмерно затянется. В среднем для натирания туши в одной столовой ложке воды требуется около 200 движений. (Поэтому современные художники и каллиграфы, как правило, пользуются готовой жидкой тушью). До окончания работы тушь натирается несколько раз. В это время восстанавливается тонус пальцев и разминаются мускулы плеча. Медитация при растирании туши настраивает мастера на творческий процесс и отрешает его от повседневности.

В мире коллекционеров тушечниц существовали негласные нормы поведения, перекрывавшие жёсткие рамки социальной иерархии. Показателен случай из биографии Ми Фу. Исполнив в присутствии императора Хуэйцзуна (правил в 1105-1125 гг.) каллиграфическую надпись, Ми Фу попросил в качестве вознаграждения тушечницу из Императорского собрания, с которой только что работал. Преклонив колено, Ми Фу обратился к императору со следуюшими словами: "Эта тушечница была запятнана вашим слугой, и ею уже не может пользоваться Ваше величество". Император расхохотался и согласился удовлетворить его просьбу, после чего каллиграф, нарушив придворный этикет, тут же стряхнул остатки туши прямо на пол и быстро спрятал тушечницу в полах своего халата, который тоже оказался запятнанным. Император, сам знаток тушечниц, ответил на выходу Ми Фу улыбкой понимания и простил его дерзость.

Материал подготовлен с использованием книги В. Г. Белозёровой "Искусство китайской каллиграфии".

Желаем творческих успехов!