Загрузка...

Жэньу ("Люди и вещи")

В китайской традиционной живописи насчитывается три жанра, предназначенных для изображения людей: парадный, частный портрет и жанровая живопись. Их объединяют как жэньу - дословно "люди и вещи". Этот жанр китайской живописи возник одним из первых. Попытки отобразить человека имели место уже в первобытном обществе, о чем свидетельствуют найденные изображения на скалах. В качестве краски в те времена использовались природные минеральные красители: мел, квасцы, графит и прочее.

Есть письменные указания на существование в эпоху династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) практики портретирования обитательниц гарема для облегчения знакомства с ними императора. Погребальные стенописи тоже свидетельствуют о том, что уже к 3 веке в китайском изобразительном искусстве сложилась подлинная концепция портрета.

Чжао Шоуцзи. Женщины.


1500 лет назад, в эпоху Южных и Северных династий, жанр жэнь у достиг высокого уровня. Уже в те времена теоретик древнекитайского искусства Гу Кайчжи выдвинул требование, чтобы мастера передавали не только внешнее, но и внутреннее сходство с персонажем, отражали его душевное состояние и раскрывали характер.

Чжао Шоуцзи. Красавица.


Китайская (даосская) концепция утверждает, что человек малозначителен в сравнении с природой. Поэтому люди, изображаемые в композиции, непропорциональны по отношению к горам и прочим элементам пейзажа, а помощники изображаются меньшего размера, чем мастера. Это правило породило ошибочное мнение, будто книги и прочие вещи ученых, пока интеллектуалы уединялись в горах для общения с природой, занятий живописью или стихосложением, носили дети. 

Было время, когда только император, "сын неба", считался достаточно «сильным», чтобы сопротивляться злым духам своего подобия на портрете, но даже в этом случае портрет делался только для истории. Любой художник, работавший в этом жанре, занимал низкое положение.

Вы можете приобрести картины в жанре жэнь у в нашей Интернет-галерее.