Шаньшуй ("Горы и воды")
При упоминании о китайских пейзажах большинству людей представляются вздымающиеся пики гор и высокие водопады. Это представление не ошибочно, поскольку в китайском языке письменное обозначение пейзажа (шаньшуй) состоит из иероглифов "горы" и "воды".
Пейзаж занимает основное место в живописи Китая. Пейзажный жанр утвердился позже, чем портретный, однако по объему написанных картин лидирует среди всех остальных. Это можно объяснить лишь китайской концепцией жизни, согласно которой между человеком и природой нет непреодолимых границ.
Пейзаж, выполненный китайским художником, отличается от нарисованного европейцем, во-первых, графичностью, а во-вторых, отсутствием фотографической точности. Китайский пейзаж - это обобщенный образ природы. Большая часть картин ничем не заполнена, и это не случайно. Пустота - это отражение концепции небытия как высшей реальности. Зритель, который смотрит на картину, является соучастником наравне с художником, который призывает его к размышлению и сотрудничеству.
Китайский пейзаж - особый вид живописи, медитативный жанр, представляющий собой диалог двух художников. Один из них пишет кистью, а другой смотрит на картину. Они вместе творят картину, но воспринимают ее индивидуально.
Величие пейзажей Китая в течение долгих веков вдохновляло художников, каллиграфов и поэтов и покоряло их воображение. Многие придворные чиновники в Китае оставляли общественную жизнь и удалялись в тишину деревни, где проводили время за живописью, стихосложением или философскими беседами со своими единомышленниками. Китайская (даосская) концепция утверждает, что человек малозначителен в сравнении с природой. Поэтому люди, изображаемые в композиции, непропорциональны по отношению к горам и прочим элементам пейзажа, а помощники изображаются меньшего размера, чем мастера, что породило ошибочное мнение, будто книги и прочие вещи ученых носили дети, пока интеллектуалы уединялись в горах для общения с природой и занятий живописью или стихосложением.
Китайцы еще в 8 веке знали о перспективе (о которой не было широко известно на Западе вплоть до 15 века), но при этом совершенно игнорировали ее.
Композиция классического пейзажа включает три основных элемента: скалы, вода и деревья. Скалы, полные силы и достоинства, считаются костяком, основой пейзажа. Их надо рисовать энергично. Вода просачивается и течет через расщелины в структуре камней, изменчивая и плавная, как плоть или мускулы земли. Деревья видятся как одеяния, укутывающие землю.
Скалы и камни изображаются энергичными штрихами, у которых есть названия: например, "прожилка лотоса", "распутанная конопля", "молодая поросль". В древних трактатах по живописи говорится об одушевленности камней. Один из способов изображения горной гряды или нагромождения камней состоит в представлении валунов как "гостя и хозяина". Художник обозначает главный горный пик и один или большее количество поддерживающих элементов. Так в картине создается радующее глаз равновесие.
Обычно пейзаж рисуют тремя оттенками туши. Штрихи, которыми изображают деревья, также имеют специальные названия: "крабовая клешня", "перо", "крошка перца", "рисовое зернышко", "искривленные пятнышки".
Водопад сначала рисуют тушью, а завершают в цвете. В этих композициях все более импульсивно - значимость фактуры, детали, высота и напряжение скал, обрывающих водопад.
В пейзажах в стиле гунби в качестве фоновой краски берут индиго (холодный) и жженую сиену (теплый). Минеральные краски имитируют два основных стиля: большой или малый сине-зеленый пейзаж. Используются малахит и лазурит, у каждого из которых есть четыре оттенка.
Вы можете приобрести картины в стиле шань шуй в нашей Интернет-галерее.
Товары
- Уроки и курсы
- Онлайн-школа
- Живопись
- Подарки и сувениры
- Товары для художников
- Кисти
- Флейцевые кисти
- Бумага
- Минеральные краски
- Сухая и жидкая тушь
- Товары для оформления работ
- Учебные пособия
- Контуры для гунби
- Товары для каллиграфии
- Печати для художников
- Товары для изготовления печатей
- Другие товары
- Товары для акварели
- Товары для японской живописи
- Чай
Наши преподаватели
- Оксана Жербанова (монгольская каллиграфия)
- Ева Истомина (японская живопись)
- Алла Грачёва (японская живопись)
- Мария Александрова (китайская живопись сеи, гунби и могуфа)
- Юлия Егорова (японская живопись)
- Вячеслав Синкевич (китайская живопись)
- Сун Жуй (китайская живопись и каллиграфия)
- Галина Ростовцева (китайская живопись, стиль гунби)
- Елена Скрипко (японская каллиграфия)
Новости
- 18/04/2024
- Сто цветок и красок
- 18/04/2024
- Курс гунби для начинающих с Лидией Хабло
- 17/04/2024
- Видеокурс Ян Дундун за 3000 рублей (и другие курсы для начинающих гунбистов)
- 09/04/2024
- Чёрная-пречёрная (и цветная) тушь для восточной живописи
- 02/04/2024
- Снова в продаже краски "Мэрис" и "Мэйбан"
- 29/03/2024
- Новые виды бумаги на маркетплейсе "Озон"
- 26/03/2024
- Новые поступления: 70+ сортов рисовой бумаги
- 21/03/2024
- На что способны наши кисти?
- 15/03/2024
- Новые печати для художников
- 03/03/2024
- Снова в продаже: бумага с клейким слоем (и другие товары для оформления)
- 29/02/2024
- Снова в продаже: заготовки для печатей, станки для резьбы, киноварная паста
- 24/02/2024
- Новый видеокурс "Гунби с нуля" с Галиной Ростовцевой
- 16/02/2024
- Новые виды бумаги на маркетплейсе "Озон"
- 08/02/2024
- Наши лучшие кисти: выбор покупателей "Озон"
- 30/01/2024
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать!
- 12/01/2024
- Большой набор начинающего гунбиста (за 3200 рублей)
- 20/12/2023
- Вечная бумага, или Зачем писать водой на асфальте
- 08/11/2023
- Разноцветная рисовая бумага
- 24/10/2023
- "Живая" бумага для сеи и суми-э
- 20/10/2023
- Видеокурс Ян Дундун "Изящество лотоса" с переводом на русский язык
- 25/09/2023
- Видеокурс Ян Дундун "Аромат увядания" с переводом на русский язык
- 19/09/2023
- Видеокурс Ян Дундун "Цветочные узы" с переводом на русский язык
- 04/04/2023
- Четыре разновидности китайских кистей для акварели
- 17/12/2022
- Подарочные сертификаты
- 03/02/2022
- Аренда учебного зала в студии "Синий Феникс"