Загрузка...

Шаньшуй ("Горы и воды")

При упоминании о китайских пейзажах большинству людей представляются вздымающиеся пики гор и высокие водопады. Это представление не ошибочно, поскольку в китайском языке письменное обозначение пейзажа (шаньшуй) состоит из иероглифов "горы" и "воды".

Горы в тумане.


Пейзаж занимает основное место в живописи Китая. Пейзажный жанр утвердился позже, чем портретный, однако по объему написанных картин лидирует среди всех остальных. Это можно объяснить лишь китайской концепцией жизни, согласно которой между человеком и природой нет непреодолимых границ.

Горное озеро.


Пейзаж, выполненный китайским художником, отличается от нарисованного европейцем, во-первых, графичностью, а во-вторых, отсутствием фотографической точности. Китайский пейзаж - это обобщенный образ природы. Большая часть картин ничем не заполнена, и это не случайно. Пустота - это отражение концепции небытия как высшей реальности. Зритель, который смотрит на картину, является соучастником наравне с художником, который призывает его к размышлению и сотрудничеству.

Китайский пейзаж - особый вид живописи, медитативный жанр, представляющий собой диалог двух художников. Один из них пишет кистью, а другой смотрит на картину. Они вместе творят картину, но воспринимают ее индивидуально.

Величие пейзажей Китая в течение долгих веков вдохновляло художников, каллиграфов и поэтов и покоряло их воображение. Многие придворные чиновники в Китае оставляли общественную жизнь и удалялись в тишину деревни, где проводили время за живописью, стихосложением или философскими беседами со своими единомышленниками. Китайская (даосская) концепция утверждает, что человек малозначителен в сравнении с природой. Поэтому люди, изображаемые в композиции, непропорциональны по отношению к горам и прочим элементам пейзажа, а помощники изображаются меньшего размера, чем мастера, что породило ошибочное мнение, будто книги и прочие вещи ученых носили дети, пока интеллектуалы уединялись в горах для общения с природой и занятий живописью или стихосложением.

Сяо Юй. Заснеженная деревня.


Китайцы еще в 8 веке знали о перспективе (о которой не было широко известно на Западе вплоть до 15 века), но при этом совершенно игнорировали ее.

Композиция классического пейзажа включает три основных элемента: скалы, вода и деревья. Скалы, полные силы и достоинства, считаются костяком, основой пейзажа. Их надо рисовать энергично. Вода просачивается и течет через расщелины в структуре камней, изменчивая и плавная, как плоть или мускулы земли. Деревья видятся как одеяния, укутывающие землю.

Сяо Юй. Великий канал весной.


Скалы и камни изображаются энергичными штрихами, у которых есть названия: например, "прожилка лотоса", "распутанная конопля", "молодая поросль". В древних трактатах по живописи говорится об одушевленности камней. Один из способов изображения горной гряды или нагромождения камней состоит в представлении валунов как "гостя и хозяина". Художник обозначает главный горный пик и один или большее количество поддерживающих элементов. Так в картине создается радующее глаз равновесие.

Обычно пейзаж рисуют тремя оттенками туши. Штрихи, которыми изображают деревья, также имеют специальные названия: "крабовая клешня", "перо", "крошка перца", "рисовое зернышко", "искривленные пятнышки".

Водопад сначала рисуют тушью, а завершают в цвете. В этих композициях все более импульсивно - значимость фактуры, детали, высота и напряжение скал, обрывающих водопад.

В пейзажах в стиле гунби в качестве фоновой краски берут индиго (холодный) и жженую сиену (теплый). Минеральные краски имитируют два основных стиля: большой или малый сине-зеленый пейзаж. Используются малахит и лазурит, у каждого из которых есть четыре оттенка.

Вы можете приобрести картины в стиле шань шуй в нашей Интернет-галерее.