Шаньшуй ("Горы и воды")
При упоминании о китайских пейзажах большинству людей представляются вздымающиеся пики гор и высокие водопады. Это представление не ошибочно, поскольку в китайском языке письменное обозначение пейзажа (шаньшуй) состоит из иероглифов "горы" и "воды".
Пейзаж занимает основное место в живописи Китая. Пейзажный жанр утвердился позже, чем портретный, однако по объему написанных картин лидирует среди всех остальных. Это можно объяснить лишь китайской концепцией жизни, согласно которой между человеком и природой нет непреодолимых границ.
Пейзаж, выполненный китайским художником, отличается от нарисованного европейцем, во-первых, графичностью, а во-вторых, отсутствием фотографической точности. Китайский пейзаж - это обобщенный образ природы. Большая часть картин ничем не заполнена, и это не случайно. Пустота - это отражение концепции небытия как высшей реальности. Зритель, который смотрит на картину, является соучастником наравне с художником, который призывает его к размышлению и сотрудничеству.
Китайский пейзаж - особый вид живописи, медитативный жанр, представляющий собой диалог двух художников. Один из них пишет кистью, а другой смотрит на картину. Они вместе творят картину, но воспринимают ее индивидуально.
Величие пейзажей Китая в течение долгих веков вдохновляло художников, каллиграфов и поэтов и покоряло их воображение. Многие придворные чиновники в Китае оставляли общественную жизнь и удалялись в тишину деревни, где проводили время за живописью, стихосложением или философскими беседами со своими единомышленниками. Китайская (даосская) концепция утверждает, что человек малозначителен в сравнении с природой. Поэтому люди, изображаемые в композиции, непропорциональны по отношению к горам и прочим элементам пейзажа, а помощники изображаются меньшего размера, чем мастера, что породило ошибочное мнение, будто книги и прочие вещи ученых носили дети, пока интеллектуалы уединялись в горах для общения с природой и занятий живописью или стихосложением.
Китайцы еще в 8 веке знали о перспективе (о которой не было широко известно на Западе вплоть до 15 века), но при этом совершенно игнорировали ее.
Композиция классического пейзажа включает три основных элемента: скалы, вода и деревья. Скалы, полные силы и достоинства, считаются костяком, основой пейзажа. Их надо рисовать энергично. Вода просачивается и течет через расщелины в структуре камней, изменчивая и плавная, как плоть или мускулы земли. Деревья видятся как одеяния, укутывающие землю.
Скалы и камни изображаются энергичными штрихами, у которых есть названия: например, "прожилка лотоса", "распутанная конопля", "молодая поросль". В древних трактатах по живописи говорится об одушевленности камней. Один из способов изображения горной гряды или нагромождения камней состоит в представлении валунов как "гостя и хозяина". Художник обозначает главный горный пик и один или большее количество поддерживающих элементов. Так в картине создается радующее глаз равновесие.
Обычно пейзаж рисуют тремя оттенками туши. Штрихи, которыми изображают деревья, также имеют специальные названия: "крабовая клешня", "перо", "крошка перца", "рисовое зернышко", "искривленные пятнышки".
Водопад сначала рисуют тушью, а завершают в цвете. В этих композициях все более импульсивно - значимость фактуры, детали, высота и напряжение скал, обрывающих водопад.
В пейзажах в стиле гунби в качестве фоновой краски берут индиго (холодный) и жженую сиену (теплый). Минеральные краски имитируют два основных стиля: большой или малый сине-зеленый пейзаж. Используются малахит и лазурит, у каждого из которых есть четыре оттенка.
Вы можете приобрести картины в стиле шань шуй в нашей Интернет-галерее.
Товары
- Уроки и курсы
- Онлайн-школа
- Восточная живопись и каллиграфия
- Подарки и сувениры
- Товары для художников
- Кисти
- Флейцевые кисти
- Бумага
- Минеральные краски
- Сухая и жидкая тушь
- Товары для оформления работ
- Шёлк для оформления работ
- Учебные пособия
- Контуры для гунби
- Товары для каллиграфии
- Печати для художников
- Товары для изготовления печатей
- Другие товары
- Товары для акварели
- Товары для японской живописи
- Чай
Наши преподаватели
- Мария Александрова (китайская живопись сеи, гунби и могуфа)
- Алла Грачёва (японская живопись)
- Юлия Егорова (японская живопись)
- Оксана Жербанова (монгольская каллиграфия)
- Ева Истомина (японская живопись)
- Галина Ростовцева (китайская живопись гунби)
- Вячеслав Синкевич (китайская живопись сеи)
- Елена Скрипко (японская каллиграфия)
- Сун Жуй (китайская живопись и каллиграфия)
- Фукуда Тацуя (японская каллиграфия)
Новости
- 05/08/2025
- "Водная рябь" на рисовой бумаге
- 01/08/2025
- "Великие каллиграфы", "Шедевры каллиграфии" и другие "вечные" прописи
- 28/07/2025
- 48 традиционных кистей из Китая
- 28/07/2025
- Новые поступления: 96 учебников гохуа и контуров для гунби
- 25/07/2025
- Снова в продаже: минеральные краски "Мэрис"
- 23/07/2025
- Новые поступления: 77 видов рисовой бумаги
- 22/07/2025
- Новые поступления: 30 "свободных" печатей
- 19/07/2025
- "Облачный дракон" и его разновидности
- 17/07/2025
- Обещание летней прохлады: шёлковые и бумажные веера для росписи
- 02/07/2025
- Ассорти рисовой бумаги
- 28/06/2025
- Новые поступления: проклеенная бумага (и проклеенный шёлк!)
- 23/06/2025
- "У туши пять цветов"
- 19/06/2025
- Новые поступления: шёлк для оформления картин и свитков
- 27/05/2025
- Бесплатный видеокурс и минеральные краски Ли Сяомина
- 11/05/2025
- Живопись "без костей"
- 06/05/2025
- Самые-самые кисти: знаменитая, древняя, толстая, гибкая, необычная, мягкая и летняя
- 29/04/2025
- Розовый дождь на белой бумаге
- 31/03/2025
- Бесплатный доступ к видеокурсу Ли Сяомина "Красный антуриум"
- 19/02/2025
- Из какого риса делают рисовую бумагу?
- 21/03/2024
- На что способны наши кисти?
- 30/01/2024
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать!
- 04/04/2023
- Четыре разновидности китайских кистей для акварели
- 17/12/2022
- Подарочные сертификаты
- 03/02/2022
- Аренда учебного зала в студии "Синий Феникс"