Загрузка...

Новости магазина "Синий Феникс"

Добавлено: 17/06/2020 Четыре сокровища: бумага

Бумагу, которая используется для восточной живописи, в России принято называть «рисовой», хотя, на самом деле, она изготавливается не из риса, а из рисовой соломки, коры птероцелтиса, сандала, тутовника, тетрапанакса, каркаса китайского, эджвортии и  викстремии.

В ассортименте магазина «Синий Феникс» насчитывается до 80 разновидностей рисовой бумаги, которую принято разделять на три категории: шэнсюань («необработанная» бумага), шусюань («обработанная» бумага) и баньшэн-баньшу (полушэн-полушу), занимающая промежуточное положение между двумя первыми категориями.

Однако классическим, наиболее древним материалом для китайской каллиграфии и живописи является шёлк, который, судя по редким арехологическим раскопкам, использовался со времён династии Чжоу (1045 в. до н.э.-22 в. до н.э.). Указы всех китайских императоров писались на жёлтом шёлке. На шёлке были написаны шедевры древних китайских художников, а также знаменитое произведение каллиграфа Ван Сичжи "Предисловие к Павильону орхидей". В нашем магазине в настоящее время продаётся перламутровый шёлк "Весна и осень".

Ван Сичжи "Предисловие к Павильону орхидей".

Потребность в дешёвом материале стимулировала разработку бумажной основы. В качестве целлюлозы китайские мастера научились применять самые разные материалы: рисовую солому, кору камфарного дерева и ивы, мхи, водоросли, крапиву, листья ананаса и пр.

Китайские мастера вырабатывают разные сорта бумаги, соответствующие следующим требованиям. Лист бумаги тонок, но прочен. Бумага должна быть эластичной, но не тянуться, как шёлк. После деформаций от давления кисти и натяжений от высыхающей туши бумага не образует морщин. Поверхность бумаги преломляет свет, но не бликует. По цвету бумага и не жёлтая, и не слишком белая. Её поверхность гладкая, но не настолько, чтобы кисть скользила, как по льду. Бумага гигроскопична, не даёт подтёков. По цене бумага дешевле шёлка, хотя высокосортные листы стоят дорого.

Картины современного китайского художника Ли Сяомина (авторские копии шедевров династии Сун).

Помимо обычного белого цвета каллиграфы и художники используют бумагу синего, красного, чёрного и прочих цветов. Бумагу продают в рулонах и листах. Непосредственно перед работой бумагу разрезают на листы нужного размера, при этом лучше использовать ножницы, чтобы не деформировать края бумаги. Одна сторона бумаги глаже, чем другая. Чаще всего каллиграфы выбирают для письма более гладкую сторону, а шероховая сторона используется для наклеивания дублировочных слоёв бумаги при проклейке (оформлении) произведения.

Материал подготовлен с использованием книги В.Г. Белозёровой "Искусство китайской каллиграфии".

Желаем творческих успехов!