Загрузка...

Новости магазина "Синий Феникс"

Добавлено: 16/10/2018 Новые альбомы гохуа

Уважаемые покупатели!

В магазин "Синий Феникс" поступило шесть новых изданий. В наличии появились альбомы уникального формата (размер иллюстраций 18,5 см * 305 см), посвящённые трём знаменитым мастерам древности.

1. Альбом гохуа "Чжоу Фан: Придворные дамы с цветами в причёсках".

Биографические сведения о Чжоу Фане сохранились благодаря трактату «Записки о прославленных художниках династии Тан» Чжу Цзинсюаня, критика, жившего в IX веке.

Чжоу Фан родился в танской столице Чанъани в аристократической семье, представители которой занимали высокие должности в империи. Будучи сыном знатного сановника, он вращался в кругу правительственных советников и канцлеров. Исследователи предполагают, что Чжоу Фан родился приблизительно в 730-40 годах, и вероятно, сделал неплохую административную карьеру; Чжу Цзинсюань сообщает, что он служил военным губернатором в Сюаньчжоу. Параллельно со службой он занимался живописью.

В свою эпоху он был известен в первую очередь как художник-монументалист, расписывавший буддийские храмы. Однако все его росписи погибли во время гонений на буддизм в середине IX века, и в истории китайского искусства он остался известен как непревзойдённый мастер изображения женщин, поскольку он был художником, достигшим высот в этом жанре.

Чжоу Фан был очень искусен и в портретном жанре. Чжу Цзинсюань рассказывает исторический анекдот о том, как однажды помощник канцлера Чжао Цзун приказал известному художнику Хань Ганю написать его портрет. Все были в восторге от созданного. Позднее он попросил написать свой портрет Чжоу Фана. Когда приехала супруга Чжао Цзуна, она, осмотрев портреты, сказала, что второй лучше. А на вопрос «почему?», ответила: « В первом портрете передан только облик помощника канцлера Чжао, во втором же схвачен его дух и то, как он выглядит, когда говорит и смеется».

Произведения Чжоу Фана сохранились только в позднейших копиях. Среди этого наследия наиболее известны четыре свитка с изображениями придворных дам. Это «Дама с веером» (Гугун, Пекин), «Придворные дамы слушающие игру на цине» (Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити), «Придворные дамы, играющие в нарды» (Галерея Фрир, Вашингтон) и «Придворные дамы с цветами в причёсках» (Музей провинции Ляонин, Шэньян).

Это произведение — несомненный шедевр в творчестве Чжоу Фана. Исследователи допускают, что этот свиток может быть оригиналом кисти самого Чжоу Фана, или какого-либо из его учеников. Он имеет внушительные размеры — 46х180 см.

Очень редко китайская живопись бывает столь изысканной и чувственной. Изображённые на свитке дамы сами по себе являются произведениями искусства. У них густо напудренные белые лица, с маленькими губами и модными бровями «крылья мотылька», а их высокие причёски имеют скульптурные формы и убраны цветами и ювелирными украшениями. Хотя их лица скрыты и превращены в одинаковые маски, их тела обнаруживают себя под полупрозрачными одеждами. Сквозь газовые платья, выполненные в мягких тонах, видно украшенное узором нижнее бельё, манящее глаз зрителя найти под ним нежное женское тело. В силу явной эротичности, этот свиток вызывает у исследователей сомнения в отношении чисто эстетических намерений художника. В картине не происходит никаких событий, не изображено никакой деятельности; вместо этого художник сосредоточился на передаче специфического ощущения женственности и настроения меланхолии и томления, присущего наложницам императорского дворца. Они не смотрят друг на друга, но поглощены какой-то неясной смесью женских чувств.

Цитируется по: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B6%D0%BE%D1%83_%D0%A4%D0%B0%D0%BD

2. Альбом гохуа "Му Ци. Избранные работы".

 

Му Ци — один из ведущих представителей чаньской* живописи и крупнейший художник эпохи Южная Сун (1127—1279). Му Ци — псевдоним буддийского монаха Фачаня (в миру носил фамилию Ли). Получив традиционное образование, он переехал на юго-восток и принял буддизм. Вначале Му Ци стал послушником в монастыре Чанцинсы, а через некоторое время — настоятелем им же основанного монастыря Людунсы в пригороде столицы Линьань, куда в своё время приезжал жить живописец Лян Кай.

Прошел обучение у известного в то время чаньского художника Учжунь Шифаня и поддерживал тесные контакты с японскими монахами, жившими в столице Южной Сун, поэтому подавляющее большинство работ Му Ци в скором времени оказалось в буддийских монастырях Японии.

В монастыре Людунсы, возглавляемом Му Ци, возник главный центр чаньской живописи. Лучшим творением Му Ци в жанре «жэньу», традиционно объединявшем в себе живопись на религиозные темы, считается триптих «Гуаньинь юань хэ» («Гуаньинь, обезьяна и журавль», коллекция монастыря Дайтокудзи, Токио), образованный тремя почти одинаковыми по формату (ок.170 х 100 см.) вертикальными свитками. Эта картина, как и другие, имели глубокое влияние на последующее развитие живописи тушью в самой Японии, а также на творчество таких художников, как Бадашаньжэнь, Цзин Нун и Ци Байши.

Также произведениями искусства Му Ци являются пейзажи, представленные четырьмя композициями из серии «Сяо Сян ба цзин» («Восемь видов рек Сяо и Сян», «Юй чунь си чжао ту» («Закат над рыбацкой деревней», Национальный музей, Токио), «Пин шало янь» («Садящиеся дикие гуси» либо «Гуси, опускающиеся на ровный песок», коллекция Сасаки, Япония), «Юань пу гуй фань» («Лодки, возвращающиеся к отдаленной отмели» либо «Возвращение парусников», частная коллекция, Япония) и «Янь сы вань чжун» («Буддийский монастырь в тумане и вечерний колокол»).

Цитируется по: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83_%D0%A6%D0%B8

*Чань-буддизм, чань (кит. ), образовано от "дхьяна" (санскр. ध्यान, dhyāna IAST, «сосредоточение, созерцание») — это школа китайского буддизма, сложившаяся в период V—VI веков в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая. Учение распространилось за пределы Китая, и на основе чань появилась вьетнамская школа тхиен (VI век) и корейская школа сон (VI—VII века), а позднее японская школа дзэн (XII век). Во времена династии Цин школа Чань пришла в упадок. В XX веке широкую известность в мире получила японская школа дзэн, после чего китайские, корейские и вьетнамские школы стали также называть соответственно «китайский дзэн», «корейский дзэн» и «вьетнамский дзэн».

3. Альбом гохуа "Гу Хунчжун. Ночная пирушка Хань Сицзая".

Гу Хунчжун — китайский художник начала X века, работавший в стиле жанровой живописи. Работал при дворе императора южной Тан и поэта Ли Юя; был членом Академии Ханьлинь в чине дайчжао. Работы известны только по описаниям и позднейшим воспроизведениям.

Художник хорошо мог показать как человека в его повседневной жизни, так и окружающую его обстановку. Изображения его не статичны, но полны движения. От его творчества почти ничего не сохранилось, но в истории китайской живописи широкую известность имел его свиток «Ночная пирушка Хань Сицзая». Трехметровый горизонтальный свиток был написан на шелке тушью и неяркими, мягкими красками (красная, розовая, белая, голубая, бирюзовая, сероватая, чёрная).

Легенда утверждает, что свиток был создан при скандальных обстоятельствах. Хань Сицзай был знатным человеком, министром в правительстве императора Ли Юя, и, якобы, вёл легкомысленную жизнь; в его доме часто проходили ночные пирушки с музыкой и танцами. Слухи о его разгульной жизни дошли до императора. Государство Южная Тан пребывало в этот период не в самом лучшем положении, и у правителя Ли Юя развилась подозрительность. Поэтому он направил художника побывать у Хань Сицзая и предоставить отчёт в виде живописного свитка. В действительности Хань Сицзай был весьма образованным и просвещённым человеком, разбирался в живописи и поэзии. Он отличался благородством и скромностью, и на протяжении своей карьеры служил трём императорам. На его банкете присутствовали высокие сановники и самые популярные музыкантши и певицы. Гу Хунчжун, якобы, запечатлел по памяти самые интересные моменты, изложил их на шёлке, и преподнёс императору. Согласно легенде, император был очень обрадован тем, что его сановники разгульничают, а не плетут заговоры. По другой версии, Ли Юй только собирался назначить Хань Сицзая на министерский пост и поэтому решил узнать о его нраве и привычках.

Ряд учёных, основываясь на том, что пейзажи, написанные на ширмах в сценах развлечений, отражают манеру, которая характерна для южносунского периода, относят время создания свитка к XII веку. То есть, по всей вероятности, это копия с оригинала. Однако крупный знаток китайской живописи Ричард Барнхарт, считает, что этот свиток был создан в северосунский период, при императоре Хуэйцзуне, так как «Ночная пирушка» впервые упоминается в каталоге императорской коллекции именно этого императора, и приводит свою версию его появления на свет (это автоматически означает, что Гу Хунчжун его не писал).

Поскольку Хань Сицзай был крайне достойным и порядочным человеком, то он вряд ли устраивал подобные гулянки. Последний император Южной Тан Ли Юй был художником и просвещённым монархом, то есть как бы прообразом того идеала, который примерял на себя император Хуэйцзун. Ли Юй долго не хотел подчиняться сунской династии, только в 975 году он решился на это. Не исключено, что сунский Хуэйцзун хотел этим свитком принизить и каким-то образом опорочить своего предшественника и исторического соперника а заодно и весь его двор в точности так же, как сегодня в качестве борьбы со воими политическими соперниками используют карикатуры или создают порочащие их фотомонтажи. Р. Барнхарт подчёркивает, что крайне достоверный стиль изображения фигур в свитке является ярким примером сунского реализма, культивировавшегося в Академии живописи Хуэйцзуна, а пейзажи на ширмах исполнены в стиле позднего периода династии Северная Сун. Лица присутствующих на гулянке являются практически портретами, среди них особенно выделяется исполненный достоинства Хань Сицзай, портреты которого были очень популярны в начале северосунского периода.

Горизонтальный свиток размером 28.7 x 335.5 см представляет собой набор из отдельных сцен, причем в первой из них художник использует перспективу. Порой изображения строятся так, будто художник снял крышу и смотрит сверху. Содержание сцен (справа налево, в традиционном порядке китайского письма):

  • выступление певицы
  • хозяин дома аккомпанирует на барабане танцовщице, которая кокетничает с ним
  • хозяин дома беседует с четырьмя девушками и моет руки, готовясь к ужину
  • Сицзай сидит на стуле в окружении женщин
  • пять женщин играют на трубах и флейтах под управлением дирижёра с трещёткой
  • мужчина беседует с двумя женщинами
  • один из гостей, обняв застеснявшуюся девушку за талию, ведет её к гостям

Цитируется по: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83_%D0%A5%D1%83%D0%BD%D1%87%D0%B6%D1%83%D0%BD

«Вечерний банкет у Хань Сицзая» отличает тонкость линий и строгость композиции. Пользуясь большой славой в Китае и во всём мире, она признана лучшим образцом среди картин персонажей периода династии Южного Тана по ряду причин.

Во-первых, открыт способ серийного рисования, передающий событие в процессе. С точностью документалиста отражая действие, художник ловко использовал ширмы, столики и кровати как реквизиты, реально меняя пространство картины. Во многих местах художник применил минеральные краски: фиолетово-красный, ярко-красный, черный и темно-зеленый оттенки. Хотя уже прошло около тысячи лет, однако богатые тона картины все еще свежи и ярки. Наши предки стремились к такому использованию кисти, чтобы линия свободно шла по бумаге, предлагая зрителю дорисовать сюжет. И в этом Гу Хунчжун достиг особенного мастерства.

«Вечерний банкет у Хань Сицзая» изящно передает внутренний мир главного героя. Когда Хань слушает музыку у барьера, бьет в барабан и уходит с банкета, – почти во всех сюжетных фрагментах он выделяется своим опечаленным видом. Здесь особенно ярко выявлен характер и душевное состояние хозяина банкета. Относительно передачи психологии персонажей эта картина достигла высочайшего уровня и вошла в историю мирового искусства.

«Вечерний банкет у Хань Сицзая» хранили императоры разных династий. Цинский император Цяньлун (1711-1799 гг.) очень дорожил этой картиной. Он написал подпись и поставил на картине императорскую печать.

В конце ХХ века последний цинский император Пуи (1906-1967 гг.) перед тем, как покинуть родину, не забыл взять с собой и картину. После победы над японскими захватчиками некоторые ценности императорского дворца были утеряны, среди которых оказалась и картина «Вечерний банкет у Хань Сицзая».

Может быть, это историческое совпадение. Старинная реликвия была обнаружена известнейшим китайским художником XX века, «поднебесным волшебником» Чжан Дацянем. Современный художник Сюй Бэйхун назвал Чжана «Гением пяти столетий».

После окончания антияпонской войны Чжан Дацянь временно жил в Пекине, в летней резиденции Ихэюань. Культура древней столицы покорила Чжана, он решил купить дом и поселиться в этом городе. Как раз одна бывшая резиденция князя династии Цин была выставлена на продажу и объявлена цена – 500 лянов золота (1 лян равен примерно 35 г). С удовольствием Чжан отдал аванс на покупку дома.

Однажды Чжан Дацянь узнал от одного антикварного торговца, что знаменитый «Вечерний банкет у Хань Сицзая» закуплен магазином «Юйчи Шаньфан». Конечно, художник знал, что это государственная ценность. Не раздумывая, в сопровождении этого торговца Чжан пришел в «Юйчи Шаньфан». Хозяин вынес со склада изящно вырезанный ящик из птерокарпуса санталинуса. Тихо раскрыл позолоченный замок, снял три слоя упаковочной парчи, и ... появилась картина в свитке. Чжан Дацянь не верил своим глазам. От радости он оказался на седьмом небе. Тут же начал торговаться с хозяином магазина. Цена была ровно 500 лянов, как и цена на резиденцию.

После неоднократных колебаний он все-таки принял решение: отказаться от резиденции, но купить картину. Чжан Дацянь сказал друзьям, что когда-нибудь будет и квартира, а для покупки этой картины возможность лишь одна.

После покупки «Вечернего банкета у Хань Сицзая» художник Чжан часто с восхищением и трепетом любовался картиной, считая ее бесценной вещью. Сам вырезал печать и поставил на картину. На печати такие слова: «Везде, всегда, только не расстаться друг с другом».

Летом 1952 г. Чжан Дацянь уезжал из Сянгана за границу. В том же году он принял свое самое главное решение: по низкой цене он уступит эту картину континентальной части Китая. Сначала он передал картину своему надежному другу. Вскоре после этого премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай направил в Сянган Чжэн Чжэньдо, начальника Госуправления по делам охраны памятников культуры, который и купил эту картину по очень низкой для шедевра такого уровня цене – 20 тыс. долларов США.

Всю жизнь Чжан Дацянь был страстным коллекционером. А эту картину он уступил всего за 20 тыс. долларов. Поступок Чжан Дацяня удивил и восхитил многих людей. Откровенно признаем, художник беспокоился о том, чтобы он не предстал в глазах сограждан преступником тысячелетия, чтобы национальные сокровища не были затеряны на чужих землях, чтобы ценности истории и культуры Китая оставались на Родине.

Радостные песни и танцы уже отзвучали, только волнующие сказки остались в памяти... И картина... Именно благодаря честному усердию Чжан Дацяня и его патриотической идее этот художественный шедевр уцелел. «Вечерний банкет у Хань Сицзая» экспонируется в Пекине, в Государственном музее "Гугун".

Цитируется по: http://www.rmhb.com.cn/chpic/htdocs/russia/200504/07.htm

4, 5 и 6. "Классическая живопись эпохи династии Сун" (первый, второй и третий том).

Желаем творческих успехов!