Загрузка...

Перегородчатая эмаль (клуазоне)

Перегородчатые эмали являются древнейшей техникой мирового эмальерного дела, которая была освоена мастерами Древнего Египта и античного мира. Оттуда она  проникла в Византию и на Ближний Восток.

Производство перегородчатой эмали (клуазоне) проникло в Китай в 14 веке из Турции. Однако о начальном этапе их развития известно только по литературным описаниям изделий, которые приводятся в записках европейских путешественников и миссионеров. В них говорится о предметах, выполненных в технике перегородчатых эмалей с использованием эмалей черного, красно-коричневого и темно-синего цветов. Китайские мастера в короткий срок постигли секрет ремесла. Усовершенствовав способ выделки клуазоне, они выработали изящный стиль китайского рисунка.

Технология китайских перегородчатых эмалей состоит из следующих основных операций. Сначала из тонких листов меди или в отдельных случаях из золота и серебра прессуют либо выковывают форму изделия. Лист прижимается к чугунной болванке, и мастер придает ему с помощью ударов молоточка нужные изгибы.

На готовую поверхность наносится рисунок, по которому припаиваются заранее подготовленные перегородки. Они изготавливаются из расплющенной медной или латунной проволоки около 3 мм шириной. Мастер нарезает ленту на кусочки нужной длины и, положив кусочек на медную пластину, лежащую на рабочем столе, изгибает его в соответствии с рисунком просто с помощью пальцев или пинцета.


Изготовленные заранее элементы орнамента прикрепляются к поверхности изделия и посыпаются припоем из тщательно размельченных серебряных опилок.

Далее следует обжиг изделия, во время которого клейкая паста сгорает, а серебро тонкой пленкой распределяется по всей поверхности, прочно прикрепляя перегородки к основе. Полученные ячейки заливаются эмалями из порошкообразного стекла.

Для получения смешанных цветов ячейки могут заполняться по 3-4 раза. Процедура может занимать до 6-8 часов. После заполнения ячеек изделие повторно обжигается на каменном угле в течение 10 минут. Остывшую неровную и шероховатую поверхность полируют (иногда в течение нескольких дней), вручную вращая изделие, насаженное на палку, и обрабатывая его вначале карборундом с водой, а потом угольной пылью с маслом. Свободные от эмали части поверхности и выступающие ребра перегородок могут покрываться золотом и серебром. Обработка изделия завершается окончательной полировкой для придания блеска металлическим элементам.


Эмали эпохи Мин отличаются относительной лаконичностью цветовой гаммы и стандартностью орнаментальных сюжетов и схем. Используются эмали только 7 цветов: бирюзового, ярко-лазоревого (с пурпурными вкраплениями), темно-красного (могущего приближаться к шоколадному с красноватым отливом), желтого, белого и темно-зеленого (нередко приближающегося к черному). В орнаментации преобладает узор, который состоит из повторяющихся бутонов лотоса желтого, красного, белого и ярко-синего цветов в обрамлении зеленых побегов и листьев. На изделиях нередко появляется кайма из «облачного» узора, идущая по ободу.


С 16 века заметно возросла цветовая палитра эмалей. Еще во второй половине 15 века мастера научились создавать новые цветовые оттенки, заполняя ячейки несколькими эмалевыми пастами. Так как китайские мастера в то время еще не овладели умением сплавлять пасты до их полного смешения, то получались комбинированные цвета, создававшие эффект испещренной поверхности. В конце 16 века исходные пасты стали уже полностью смешиваться, и к 17 веку палитра китайских эмалей достигла 12 цветовых групп. Параллельно усложнились формы, репертуар и орнаментальные принципы изделий. Расширение набора форм изделий происходило в том числе за счет копирования образцов ближневосточной («персидские кувшины») утвари.

Мастера династии Цин начали использовать бронзовую, а при исполнении особенно дорогих заказов — и золотую проволоку. Так, по приказу императора Юнчжэна для одного из столичных буддийских монастырей был выполнен комплект из пяти курильниц, двух ваз (по 1,8 м в высоту) и серии зооморфных изваяний. Несколько предметов из этого комплекта, включая парные скульптуры слонов, в первой половине 19 века были вывезены в Россию и в настоящее время хранятся в Эрмитаже.

В начале 18 века ячейки изделий из перегородчатой эмали все более уменьшались и уплотнялись, в результате чего стал дробиться сам орнамент. Появился фоновый узор. Особое распространение получили композиции в жанре «цветы и птицы» с детальной проработкой всех элементов и нюансов изображений: птичьего оперенья, листвы.


Следующий этап истории перегородчатых эмалей приходится на первую половину цинской эпохи, когда этот вид декоративно-прикладного искусства достиг, подобно фарфору, своего наивысшего расцвета. Этому в немалой степени способствовала работа казенных эмальерных мастерских, учрежденных по приказу императора Канси. В них использовался опыт европейского эмальерного дела. Цинские ремесленники копировали ближневосточную посуду, тибето-буддийскую культовую утварь, европейские изделия.

После периода упадка в 19 - начале 20 века эмальерное дело оказалось одним из первых видов китайского декоративно-прикладного искусства, возрождение которого началось сразу же после образования КНР, чему во многом способствовала поддержка его со стороны центрального правительства и администрации Пекина.


В настоящее время главным центром эмальерного дела по-прежнему являются мастерские Пекина, в которых выпускаются всевозможные изделия широкого потребления и сувенирная продукция. Сделанные из перегородчатой эмали вазы, курительные приборы, подставки для ламп, тарелки и чашки представляют собой подлинные произведения народного творчества.

Вы можете приобрести изделия из перегородчатой эмали в нашей Интернет-галерее.

В этой категории нет товаров