Загрузка...

Гохуа

Традиционная китайская живопись представляет самостоятельное явление в мировом искусстве. Она не только заслужила признание у себя на родине, но и пленила искушенный взгляд западного мира, несмотря на то, что своим подходом китайская живопись отличается от западной. Это касается композиции, тематики, формы и изобразительных средств.

Китайская живопись пытается передать душу изображаемого, а не нарисовать точную копию. Китайцы считают, что картина должна обладать ци, то есть быть полной жизни и энергии. Ци часто описывают как "суть" их творений. Добиться этого можно, следуя определенным принципам или пребывая в правильном состоянии сознания.

Китайские художники часто изображают одни и те же предметы. Мастерство проявляется в трактовке сюжета. Картины китайских художников насыщены символами. Даже изображая цветы, китайский художник говорит о смысле жизни.

Китайские художники пытаются уловить "момент во времени", который заключает в себе лишь часть большого сюжета. Китайской живописью часто восхищаются из-за того, что для создания сцены или сюжета хватает нескольких штрихов, которых довольно, чтобы передать ее "суть" или "дух". Поэтому важен каждый штрих кисти и пустое пространство бумаги, которое оставляет некоторые детали для воображения зрителя. Говорят, что идеальная живопись - это лист белой бумаги; зритель может каждый день созерцать новую картину. Восточное искусство продолжает жить и меняться в восприятии зрителя. В своей принципиальной недосказанности оно всегда оставляет место для сотворчества.

Китайская живопись пропитана ощущением быстротечности. Китайцы даже не предполагали, что бумага и живописные свитки могут быть долговечны. Только в последние годы живописные произведения стали тщательно сохранять.

На Западе художник творил в надежде, что его шедевры смогут соперничать с вечностью. Гораций сравнивал свои стихи с долговечными "царственными пирамидами", а китайский поэт Су Ши называл свои сочинения "большим полноводным потоком". В этом явно проявляется различие восточной и западной культур: пирамида - вызов времени, тогда как река сама символизирует время; мягкая вода сильнее твердого камня.

Есть два основных стиля китайского рисунка кистью: гунби (в переводе - "прилежная кисть") - тщательная контурная живопись, и сеи ("выражение идеи") - рисунок свободного стиля.

Эти стили, в свою очередь, делятся на жанры: шаньшуй ("горы и воды"), хуаняо ("цветы и птицы") и жэньу ("люди и вещи"). Их можно условно сопоставить с западноевропейской пейзажной, бытовой и портретной живописью.

Вы можете приобрести картины в стиле гохуа в нашей Интернет-галерее "Синий Феникс".