Загрузка...

Типы кистей. Покупка и подготовка к работе

Автор: Алексей Александрович Мешко, преподаватель каллиграфии и японского языка, kogo@narod.ru

http://vk.com/id251800357

 

Из «четырёх сокровищ» самым главным является кисть.

Плохая тушечница? Просто тушь приходится растирать гораздо дольше, чем на тушечнице хорошей – но эту задержку можно потерпеть.

Плохая тушь? Опять-таки, цвет может быть не очень насыщенным, сама тушь может растираться с большим трудом, чем хотелось бы, но это опять-таки преодолимо.

Плохая бумага? Бумагу легко заменить, плюс коврик для письма имеет свойство скрадывать огрехи бумаги.

 

А вот плохую кисть не заменит ничто. Если кисть плохая, то её недостатки не скроют ни хорошая тушь, ни бумага – наоборот, хорошая тушь и бумага будут подчёркивать недостатки кисти.

А недостатки кисти на бумаге выражаются, как недостатки надписи. И все эти недостатки будут приписаны КАЛЛИГРАФУ.

 

Именно поэтому, при занятиях каллиграфией во главу угла необходимо ставить именно КИСТЬ.

 

И об этом мы сейчас поговорим.

Итак, кисть.

Чаще всего кисти разделяют на «жёсткие» и «мягкие».

Данное разделение базируется на двух ключевых свойствах кисти:

1.  Способность легко изменять степень изгиба ворса. Чем выше эта способность, тем кисть «мягче», тем меньшее усилие требуется приложить для того, чтобы линия получилась толще, по принципу «тонкое начало – широкий конец».

2.  Способность принимать первоначальную (коническую) форму. Проявляется как «произвольное» стремление ворса вернуться к первоначальной своей форме при ослаблении нажима. На бумаге это выражается в способности кисти проводить линию по принципу «широкое начало – тонкий конец».

Данное разделение является искусственным, так как любая кисть (для каллиграфии) способна действовать как по типу «широко-тонко», так и по типу «тонко-широко».
Чем меньше усилие, требуемое для изменения кистью формы по первому типу, тем кисть чувствительнее.

Чем меньше усилие, требуемое для изменения кистью формы ворса по ОБОИМ типам (то есть и от тонкого к широкому, и обратно) – тем кисть ЛУЧШЕ.

Если кисть не способна хоть на один тип изменения, она не годится для каллиграфии в принципе. Всё остальное уже вторично.

 

Итак, мы купили кисть.

И именно теперь наступает самый ответственный этап – подготовка кисти к работе.

От того, КАК мы подготовим кисть к работе, будет во многом зависеть то, КАК она будет служить нам.

Разумеется, мы не можем улучшить плохую кисть. Это не так страшно. Гораздо хуже другое. Самую хорошую кисть можно легко испортить.

Самый простой способ сделать это – начать писать неразмоченной, сухой кистью. Если нет времени на писанину, можно ограничиться тем, что просто взять сухую кисть и с усилием потеребить её кончик. Очень желательно бросить кисть на пол так, чтобы она приземлилась на ворс. В последнем случае даже подготовленную, добросовестно размоченную кисть можно будет смело выбрасывать, и с чистой совестью покупать новую, с которой повторится та же самая история.

А можно пойти другим путём.

Можно сделать так, что кисть будет служить вам годами, служить так, что процесс письма будет доставлять только положительные эмоции.

И сейчас мы поговорим о том, как это сделать.

 

Если кисть продаётся в распушенном виде (изначально, каждая ворсинка отдельно – образец такой кисти – хорошей кисти – вы можете увидеть под артикулом 8426), то всё, что требуется сделать – просто добросовестно дать ей намокнуть – обмакнуть в воду, подождать минуту-две,  вынуть, дать воде распределиться по ворсу.
Запомните: сухой ворс – ломкий ворс!

Но гораздо чаще кисть продаётся в «плотном», обработанном крахмалом виде.

Запомните: в таком случае на кисти обязательно должен быть колпачок, предохраняющий кисть от механических повреждений! Сам ворс обязательно должен представлять собой монолитный твёрдый на ощупь конус, без отделившихся ворсинок, кончик должен быть острым.

Наша цель – подготовить «накрахмаленную» кисть к работе.

Перед нами стоят две задачи:

1.   Убрать крахмал с ворса. Достигается путём растворения крахмала в воде, поэтому воду лучше всего брать тёплую.

2.   Хорошенько «промочить» кисть, чтобы каждая ворсинка намокла – именно это сделает ворс отзывчивым, упругим и долговечным. Для этого нам потребуется держать кисть в воде, вертикально, ворс погружён почти полностью, до тех пор, пока весь ворс не распушится – визуально Вы увидите это в банке. Особое внимание следует уделять тому, чтобы кончик ворса ни в коем случае не касался дна или стенок сосуда, то есть не испытывал никакого давления – любое давление на сухой ворс недопустимо, а кончик ворса – это самая важная и ответственная часть кисти.

И вот, когда мы так расположили кисть – ворс почти полностью погружён в тёплую воду, не касается ни дна, ни стенок сосуда, - теперь мы просто ждём.

Чем больше кисть – тем дольше нам придётся ждать.

Именно поэтому самым оптимальным способом является заранее запастись «вешалкой» для кистей, и повесить новую кисть на неё, а сосуд с водой расположить под ней. Тогда кисть будет размочена максимально тщательно, без спешки, и будет служить долго и верно.

 

Кисти для китайской живописи и каллиграфии можно приобрести в нашем Интернет-магазине.


 

В этой категории нет товаров